Новый «налог на шины»
Министерство промышленности и торговли РФ выступило с предложением повысить нормативы утилизации для нескольких категорий товаров, в числе которых — шины.
На сегодняшний день, производители и импортёры обязаны либо утилизировать упаковки и отходы товаров, либо оплачивать экологический сбор. В июне 2017 года было внесено предложение расширить список подлежащих утилизации позиций, и увеличить объём экологического сбора с 7 до 30 миллиардов рублей в год.
Согласно инициативе ведомства, с 2018 года в силу должно вступить правило полной утилизации и переработки изделий, из установленного перечня: автомобильных и авиационных шин, первичных элементов аккумуляторов, электронной бытовой техники и т.д.
Представители ассоциации «Промышленность за экологию» считают, что «норматив утилизации 100% с 2019 года — это не просто финансовый коллапс рынка потребительских товаров, но и откровенная насмешка над основным принципом реализации расширенной ответственности производителя — самостоятельной утилизации».
Активно обсуждают новость и производители шин, настаивая на том, что такая формулировка нововведения, по сути, новый налог на шины, а «стопроцентный норматив утилизации на шины с 2019 года — это заведомо невыполнимая планка для самостоятельного исполнения ответственности». За столь короткий промежуток времени невыполнимыми являются условия организации сбора б/у покрышек от автовладельцев, к тому же в России для реализации закона просто не хватает перерабатывающих мощностей.
После комментариев представителей бизнеса, в правительстве заявили о том, что нововведения пока не утверждены и находятся в стадии обсуждения.
Отметим, что под эгидой года экологии в России свою разработку по переработке шин представили учёные Обнинского физико-энергетического института. Это опытная установка, в которой шины варятся в жидком металле (жидкометаллический пиролиз). Согласно проекту, установка способна перерабатывать до 1000 килограммов шин в сутки. Низкая себестоимость переработки шин и её безопасность для экологии — основные преимущества разработки.